Перспективы госпрограммы по арендному жилью в Москве и России

Жилищный вопрос в России входит в группу наиболее актуальных и острых и при этом наименее решённых проблем. Статистика свидетельствует, что только четверть россиян готова приобрести себе жильё, используя ипотечные и собственные средства. Более того, на фоне углубляющегося финансового кризиса всё большее число уже взятых ипотечных кредитов переходят в категорию «плохих» кредитов, и людям всё чаще бывает невозможно производить выплаты по взятой ипотеке.
На фоне развивающейся ситуации с жильём ипотечным всё более интересной и оптимальной представляется темаарендного жилья по госпрограмме. Многие специалисты считают, что введение такой госпрограммы позволит изменить в лучшую сторону положение с обслуживанием и содержанием жилфонда, а также создать цивилизованный рынок аренды и найма жилья.
Правительством Москвы была принята новая программа «Жилище», реализация которой намечена к исполнению в 2012-2016 гг. Программа предполагает значительное улучшение жилищных условий граждан, включая население из малоимущих слоёв и людей, имеющих средний достаток. Достижение намеченных целей планируется за счёт масштабного строительства арендного жилья, которое будет предоставляться людям по ценам ниже рыночных, но учитывающим инфляцию, повышение стоимости эксплуатации зданий и т.д.
Статистика показывает, что до 30% российского населения прибегают к найму или долгосрочной аренде жилья в качестве решения своей жилищной проблемы. Это говорит о большом потенциале госпрограммы по арендному жилью, если таковая будет принята в масштабе всей страны. На сегодняшний день подобные проекты находятся в стадии реализации в таких городах, как Новосибирск, Самара, Краснодар. Безусловно, строительство государственного арендного жилья может дать новый импульс к развитию градообразующих предприятий и предприятий военно-оборонного значения. Северные города и моногорода, куда люди часто приезжают на длительный срок для работы также могут оказаться в выигрыше от реализации такой программы. Доходные дома – эффективный возврат в прошлое?
Государственный рынок арендного жилья состоит из двух основных групп:

  • В первую входят бездотационные дома, предназначенные для бюджетников, очередников и молодых семей. Их строят только на бюджетные средства, и плата за снимаемое жильё предполагается самая низкая.
  • Вторую группу составляют доходные дома, т.е. коммерческие объекты, для строительства которых привлекаются частные инвестиционные средства. 


Именно практика доходных домов была весьма распространена в России до революции. Это практически решало проблему с жильём в то время. Доходные дома различались по степени предлагаемого комфорта, по территории, на которой они располагались и, соответственно, по престижности проживания в них. Любой человек или семья в зависимости от уровня своего финансового положения и собственных предпочтений мог со временем переехать в дом более высокого или низкого класса.
В современных условиях тема доходных домов может помочь отрегулировать механизмы привлечения внебюджетных средств в госпрограмму по арендному жилью. Бизнес вполне может заинтересоваться строительством и обслуживанием такого рода объектов. По оценкам специалистов, рентабельность вложений в доходные дома предположительно составит 5-7%, при сроках окупаемости порядка 10 лет.
Особый интерес в плане строительства доходных домов представляет Москва, где рынокаренды жилых помещений особенно велик и востребован. Однако проработка данной темы требует тщательного анализа текущего законодательства на этот счёт и при необходимости внесения в него соответствующих дополнений.
В Минрегионе России считают, что к 2020 г. вполне возможно выйти на уровень, когда до 20% процентов всех вновь построенных домов будут именно доходными домами.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Москва
Участников: 3